mamalish

Беременность и роды

Мамалыш. О методике доктора Лазарева.

Каждой  молодой девушке мечтается,  что её ребёнок будет  уникально одарён  Создателем и природой. Каждая втайне надеется стать матерью таланта, что бы не сказать – гения… Можем ли мы воздействовать как либо на формирование качеств характера и природных склонностей нашего будущего ребёнка ещё до его рождения? Можем ли мы помочь ему проявить и осознать области  его  наибольшей  одарённости? Оказывается – да.

В русской культуре 19-го века так сложилось, что большинство оставивших заметный след в музыке композиторов не были в современном понимании «профессионалами».  Те из них, кто не имели  наследств и титулов, трудились на разнообразных, далёких от музыки поприщах и  они приносили  им пропитание. Бородин, автор бессмертного «Князя Игоря», всю жизнь преподавал химию, автор опер «Садко» и «Снегурочка» Римский – Корсаков был морским офицером, а автор нежнейших романсов,  чуткий певец оттенков чувств  Цезарь Антонович Кюи – изучал и преподавал военную инженерию и фортификацию.  Оглядываясь  в то время, мы удивляемся  работоспособности  и  широте кругозора этих удивительных людей, достигших высот  в  таких разных областях человеческого знания.  Ныне здравствующий наш  современник  доктор  Михаил Львович  Лазарев — продолжатель  энциклопедического  подхода русской  мысли и культуры  к  действительности.  Что важно для обсуждаемой нами темы – он создал уникальный метод музыкального  развития малыша, ещё живущего в утробе матери.  мамалыш3

Он  научно  доказал, что воздействие музыки на не родившихся ещё младенцев, а затем и на подрастающих малышей  избавляет их от  огромного спектра болезней, а, следовательно,  и  от необходимости принимать горы ненужных лекарств.  У  его методики  кроме узко — медицинского  есть и ошеломляющий педагогический эффект, но – обо всём по-порядку.

Доктор Лазарев – музыкант и доктор  «в одном флаконе».  Он окончил  Магнитогорское  музыкальное  училище   по классу  хорового  дирижирования,  а затем  2-й Московский  Медицинский институт. Работая участковым педиатром в одной из поликлиник  Москвы  и постоянно имея дело с часто болеющими детьми, он задался справедливым вопросом о том,  в чём же ещё  должна состоять профилактика детских респираторных заболеваний. Суть вопроса сводилась  к следующему –ребёнок растёт в благополучной семье, регулярно питается,  живёт в тепле, но невзирая на всё это часто и затяжными сериями болеет… Вначале с самыми тяжёлыми «рецидивистами» своего участка он начал лично заниматься физкультурой и закаливанием,  что сразу же дало результат – снижение количества рецидивов.  А потом, уже работая в поликлинике  восстановительного лечения, к гимнастике он прибавил игру на дудочках и пение  — результаты превзошли все ожидания – никаких возвратных бронхитов,  затяжных  астматических приступов  и  неудачных туберкулёзных проб. Так начинался долгий путь доктора к удивительному миру взаимодействия матери с не родившимся ещё малышом.

Подробно и  с описанием деталей рассказывает он об истории создания своего  метода в книге «Мамалыш», излагая затем и сам метод в простой и доступной каждому форме.

Более 100 лет назад ученые-морфологи доказали, что мозг каждого человека в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями, но уже к рождению они частично угасают. Часть нейронов головного мозга просто атрофируется  и отмирает за ненадобностью. Возможно,  для выживания в мире натурального хозяйства и естественных природных ритмов человеку и не требовались  уникальные возможности,  но даже тогда  была никак научно не обоснованная практика, закреплявшаяся в традиционных культурных нормах – окружать  беременную женщину  красивыми  звуками. Женщины, как в сельских общинах, так и в городских сообществах  много пели.  Беременные никогда из этого круга не исключались.  Считалось неприличным  неблагозвучно шуметь при беременных.  Женщины могли приговаривать  над своим животом, гладить его – всё это  для здоровья и покоя малыша.

Наш век – век  безудержных  темпов, безумных ритмов и невероятных, в сравнении с прежними временами  психосоматических нагрузок.  И именно мы, живущие теперь, выключили наших детей  из этого заведённого веками  положительного спектра  музыкальных вибраций.  Наши дети в большинстве своём не получают  дополнительного стимула к развитию и такой крепкой психоэмоциональной поддержки как материнское пение.

Итак – возможности мозга – почти безграничны. Жизнь усложнилась.  Но если развивать, обучать и воспитывать детей до рождения, то мозг сохраняет свои функции и наделяет таких детей уникальными способностями. С помощью музыки, маминого голоса, колыбельных песен и специальных упражнений  происходит  сохранение и развитие возможностей мозга ребёнка ещё до его рождения, стимулируется его  двигательная  активность.  Немаловажно и то, что улучшается самочувствие самой беременной женщины, она с радостью готовится к  родам и воспитанию здорового ребёнка. Музыка – это неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает наши нервы и создает оптимистическое настроение. Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на формирование  их мировоззрения.

мамалыш2Методика  М.Л.Лазарева  называется  «Сонатал»  — музыка рождения (от лат. sonus — звук, natal — рожденный). В нём используются три факторы  воздействия музыки на организм человека: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы); физиологический (функциональный тренинг  единого организма «мать-плод»); вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов). Основой музыкального  воздествия  в методе является пение будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности:  движение под музыку (танец, мягкая  ритмическая гимнастика), игра на любых музыкальных инструментах, активное слушание музыки. Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.  Некоторым образом  этот метод  воплощает новую философию здоровья, учитывающую опыт традиционных культур  и  предполагающую гармонизацию развития ребенка, начиная с  возраста до рождения, с помощью музыки.  Он способствует снятию жизненных стрессов и оздоровлению женщин с помощью музыкальных программ, пения и танца.

Новое  направление  или тип образования, которое спонтанно стало возникать в середине 20-го века,  можно  назвать  пренатально-ориентированным образованием. Это образование предполагает накопление ребенком до рождения определенного информационного опыта, на котором в дальнейшем строится все последующее образование.  До этого такого рода предположения высказывала лишь только мысль религиозная.  Научная же всячески оспаривала  этот тезис.

Квинтессенцию   «научного» подхода находим  в мыслях Льва Выготского, одного из «отцов отечественной  психологии»,  который напрочь отрицал личность в еще не родившемся младенце и называл его лишь эмбрионом.  Герой нашей публикации придумал массу технологий дородового общения с еще не родившимся ребенком — от луча света до специальной серии звуков, прикосновений. Однако первооткрывателем, пионером  этого направления  себя не считает. До российского ученого  исследования в этой области  проводил  калифорнийский акушер Рене Ван де Кар, который, общаясь с младенцем, находящимся в чреве матери, приговаривал: «Привет, я твой папа!». Малыш реагировал на приветствия особыми движениями. Другой американец, Бред  Логан,  называвший беременность поэзией, предложил записывать удары материнского сердца (особым образом измененные по ритму и темпу) на кассету и прикладывать ее к материнскому животу.  И если  малыш время от времени их слушал, оказывалось,  он лучше внутриутробно  развивался и на свет появлялся младенец  абсолютно без патологий.

В России инициаторами этого направления были несколько человек.  Основательница— ведущий профессор института питания  Е.Фатеева,  удивительны так же исследования  профессора Р.Танковой-Ямпольской. Своим непосредственным  учителем  Михаил Львович Лазарев считает врача НИИ педиатрии Москвы,  профессора-мудреца  Р.Нарциссова. «Если мы признаем, что ребенок до рождения — не некая аморфная биологическая субстанция, а формирующаяся личность, то дородовый период надо рассматривать как начальный период образования» — считает  доктор Лазарев.

В основе метода Лазарева лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.

«Полигоном» для исследований в области применения метода  Лазарева долгие годы был город  Набережные Челны. В  Набережных Челнах  методику  Лазарева применяют на практике 70 процентов врачей и педагогов.  Широкое внедрение программы музыкального воспитания плода в Набережных Челнах дало потрясающие результаты.  Главным  образом — существенное сокращение младенческой смертности.  Благодаря методу удалось в два раза снизить гипоксию плода, которая в свою очередь,  как  убежден ученый, в тридцати  процентах случаев является причиной аллергии, вызывающей астму.  Все 300 тысяч «рожденных до рождения» малышей, которым мамы пели, обладают более высокими показателями здоровья —как  физического так и интеллектуального. Они  раньше других детишек начинают держать головку, раньше сидеть и вставать, в 7 месяцев ходить, значительно раньше произносят первую фразу.  Но дело, считает Михаил Львович,  не в соревновании — кто раньше. Важно, что высокие показатели — признак психофизилогической  зрелости ребенка.  Одна из бед нынешней российской школы, что  сегодня каждый третий идущий учиться ребёнок  психологически, социально не подготовлен к ней.  Дети имеют еду и кров, оснащены  гаджетами, но бесконечно инфантильны.  У большинства современных детей  незрелость выражается в неспособности  обучаться  и  сопереживать.  Центром их мира являются они сами.

мамалышДети же «поющих  мам» рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям, более внимательны, любознательны. В дальнейшем  у  лазаревских  детей адаптация к учебе и успеваемость намного лучше. Это также подтверждается данными исследований.

Музыкальные звуки,  песни матери  во внутриутробном периоде развития  ребёнка, как выяснилось,  способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные  процессы.  Эти программы были названы  кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное  состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка.  Воздействие музыкой происходит  в  особом  темпоритме и в определенное время суток. Упрощённо можно сказать, что по методу Лазарева, будущие мамы поют в темпе дыхания, так же как народные исполнители.

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. У беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. Мамы, прошедшие метод «Сонатал» глубже и лучше понимают своего ребенка.

В книге доктора  Лазарева «Мамалыш» он приводит сочинённые им самим  материнские песни, добавляя при этом, что любая ласковая нежная мелодия, напетая пусть и несовершенным  материнским  голосом, для не рождённого ещё малыша обладает  огромным потенциалом воздействия.

Добавим, что  в настоящее время  М.Л.Лазарев — действительный член Академии Педагогических и Социальных наук(АПН), доктор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лаборатории  формирования здоровья  детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава (РНЦВМ и К).

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ