image43

Воспитание и обучение

Музыкальное образование ребенка до семи лет.

Раннее развитие. Музыкальное образование ребенка до семи лет.

При формировании духовного мира ребенка, его личностных качеств огромное значение имеет музыка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Ведь музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. [5, С.4]

Так что же включает в себя музыкальное образование дошкольника?

Слушание музыки.
Музыкальная деятельность (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских инструментах, музыкально-игровое творчество).
Музыкальная импровизация детей.
Музыкальное творчество.

Эмоции, которые получают дети от музыкальной деятельности, тем более способствуют их эмоциональной комфортности, социально-эмоциональному благополучию. Неслучайно, музыкальная деятельность одна из любимых и предпочитаемых детьми в дошкольном детстве. [2]

Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений, которые легко применимы родителями для организации занятий с детьми дома.

1. «Хвалим себя»

Сжимаем ручки в кулачок и на выдохе стучим по верхней части грудной клетке и громко кричим гласные звуки. Наиболее подходящие – [у], [и], [о].

Это упражнение на улучшение психологического самочувствия. Его выполнением достигается психотерапевтический эффект, результатом которого является повышение у детей настроения и улучшение общего положительного самочувствия их организма.

2. «Хохот»

Ребенок сидит с прямой спиной, руки лежат на животе.

Под несложную мелодию стараемся животом вытолкнуть из себя звукосочетания: «ха-ха», «хо-хо», «хе-хе», «хи-хи». Работая над дыханием, извлекаем звуки: [а], [о], [э], [у], [ы]. Благодаря гласным звукам раскрываются возможности голоса – красота тембра, сила голоса.

Специалисты утверждают, что такая методика произношения звуков оказывает лечебное воздействие на организм ребенка.

  • Звук [а] лечит сердце.
  • Звук [о] лечит заболевания верхних и нижних дыхательных путей.
  • Звук [у] лечит голосовые связки.
  • Звук [ы] улучшает дыхание, служит излечению ЛОР-патологий.

3. «Мы хорошие», «Мы веселые», «Мы спокойные»

IMG_1106Эти упражнения – песенки-распевки (позитивное самовнушение) – способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Благодаря пению вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфины. Появляются радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, положительные вибрации, которые очищают клетки. Улучшается кровообращение. [2]

Авторы предложенной методики утверждают, что занимаясь подобными упражнениями регулярно, ребенок не только поднимает себе настроение, но и помогает оздоровлению организма в целом, что способствует укреплению его иммунитета и раскрытию творческого потенциала.

Выбор музыки для прослушивания ребенком.

Детям, уже начиная с раннего возраста, доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В.М. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие — радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка». [1, С.4]

Русский детский фольклор.

В то же время, педагоги конца ХХ века доказали, что народную музыку — песню и мелодию — нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная музыка должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Музыкальный фольклор, какизвестно, является действенным средством воспитания национального характера, мышления, нравственности, патриотизма и эстетического самосознания у подрастающего поколения. [3, С.3-8]

Если обратиться к богатейшему сказочному наследию, можно заметить, что в любой сказке содержится музыкальная основа. Например, в русской народной сказке «Козлятки и волк» таковой является ритм и тембровая окраска голосов козы и волка:

«…Воротится коза домой, постучит в дверь и запоет:
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мама пришла,
Молочка принесла…
Послушал козу волк и, когда коза ушла, подошел к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:
Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мама пришла,
Молока принесла…»

IMG_0474Или медведь в сказке «Маша и медведь»: говорит низким голосом, двигается тяжело и медленно (высота, длительность, тембр). Колобок поет свою песенку и катится по дорожкам разной длины от героя к герою (высота звука, длительность и тембровая окраска различных регистров) и т. д. [7]

Специалисты по дошкольному развитию ребенка подчеркивают, что музыкально-дидактические игры должны строиться по такому принципу, когда задания и упражнения направлены на то, чтобы ребенок приучался различать высокие и низкие, долгие и короткие звуки, движение мелодии вверх и вниз. Условные обозначения дают наглядное зрительное представление о том, какой звук выше или ниже, направляется он вверх или вниз. Во взаимодействии с пояснениями, вопросами взрослого, пением и игрой ребенок лучше усваивает то, что ему объясняют. [8, С.3]

Возрастные особенности песенного творчества.

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. [5, С. 131-132]

Родителям на заметку.

Деятельность ребенка безгранична, он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя — через игру. Он о чем-то шепчется сам с собой, что-то переставляет, замирает, вновь двигается, строит и ломает и при этом не очень любит, когда ему мешают.

Деятельность взрослого ограничена — если ребенок его не принимает, все усилия взрослого окажутся иллюзией, т.е. внутренний мир ребенка не подчиняется ему, и ребенок только внешне делает то, чего от него хотят.

Дорогие родители, помните о том, что важнейшее свойство малыша дошкольного возраста — способность к подражанию: дети любят и могут подражать, им много чего можно навязать, и они будут повторять, как попугаи, под восхищенные возгласы родителей песни Аллы Пугачевой и т.п. Здесь есть большая опасность — дезориентировать ребенка, привить ему плохой вкус (дело не в том, хороши или плохи эти песни, а в том, что они не для детского восприятия, ребенок приучается делать под аплодисменты то, чего он ни пережить, ни понять не может). Взрослому трудно быть на уровне законов детской игры, участие в ней требует от него больших усилий — не меньших, а возможно, и больших, чем те усилия, которые прилагает познающий мир ребенок. [6, С., 7]

Список литературы.

  1. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства — М., 1916. — С. 4
  2. Деркунская В.А., Кукушкина О.А. «Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровление дошкольников в музыкальной деятельности»// журнал «Дошкольная педагогика»// 2015 №1., С. 10-12
  3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987
  4. Нерушева О. А. Педагогический потенциал народно-музыкального творчества [Текст] / О. А. Нерушева // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 9-11.
  5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. Факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1998
  6. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет.
  7. Юматова Д. Б. «Использование сенсорных музыкально-дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников» Методический кабинет. // журнал «Дошкольная педагогика»// январь 2015., С. 19-22
  8. Юматова Д. Б. Музыка движения. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. М., 2013
Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ