22

Беременность и роды

Нужна ли боль в родах? Естественные роды.

Акушерство зародилось на заре человечества. Как только женщины стали рожать. Тем не менее, сейчас очень изменилось отношение к процессу родов. В нашем современном мировоззрении — роды это медицинская манипуляция, которая должна проходить под тщательным контролем врачей. Без этого никак не родить. Также современные технологии позволяют изменить состояние женщины в родах. В частности, эпидуральная анестезия позволяет полностью блокировать боль в родах. Зачем терпеть, если можно просто наслаждаться. Несмотря на эту возможность, некоторые женщины ратуют за естественность и не понимают, как роды могут проходить иначе. Для чего же они отказываются от вмешательств в родах и обезболивания? Зачем терпят боль? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять истинное предназначение родов.

Как рожали наши предки

Исторические исследования позволяют предположить, что уже в период каменного века (неолита) существовала помощь в родах, которую оказывали старшие, опытные женщины. Акушерская помощь наряду с рациональными приемами, безусловно имевшими место, сочеталась с использованием амулетов, заклинании?, специальных средств народной? медицины, в том числе лекарственных трав. Беременные женщины Древней Руси верили в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношения богам, в силу трав.

Можно предполагать, что в период матриархата посильная помощь роженице оказывалась женщиной, старшей в семье. Не исключено, что в то далекое время женщина рожала и без всякой помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Подтверждением этого могут послужить быт и нравы некоторых туземных племен Бразилии, где в недалеком прошлом женщины рожали именно так.

Дальнейшее совершенствование орудий труда привело к совершенствованию человека и человеческого общества. Приручение диких животных и переход к пастушеству привели к доминирующему положению в семье мужчины — матриархат сменился патриархатом. При постоянном общении с животными пастуху приходилось оказывать им хирургическую помощь в случаях травмы, врачевать раны, которые прирученные животные получали при нападении диких зверей. Пастуху приходилось оказывать помощь животным и в случаях тяжелых родов. Опыт, полученный первобытным пастухом по врачеванию животных, с течением времени был перенесен им и на людей. Это обстоятельство и привело к возникновению врачевания в первобытном обществе. К этому времени, видимо, относится и приобретение первых знаний по анатомии при убое животных.

IMG_0354Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Со второи? половины XVII века, особенно начиная с Петровского времени, в России появляется большое число иностранных врачеи? с докторскими дипломами известных западных университетов. Эти врачи обслуживали не только царскую семью, как это было в допетровское время, но и многих богатых людеи?.

А остальные рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух. Иностранные врачи, приглашаемые в Москву для обслуживания царского двора, акушерскими познаниями тоже не отличались, многие из них ехали в Московию с целью личной наживы.

Русские женщины часто рожали в натопленной бане. В этом обычае рожать в жарко натопленной бане следует видеть не только существовавшее убеждение в том, что потение облегчает и ускоряет роды, а, несомненно, и, что наиболее важно, укоренившееся, хотя и неосознанно стремление к чистоте.

В некоторых рукописных лечебниках и травниках упоминаются различные “заговора”, распространенные в народной медицине того времени. Некоторые из них применялись при патологических родах.

Названия “бабка-повитуха”, “бабушка-повитуха” и “повивальная бабка”, так на Руси именовались женщины, оказывающие пособие роженице, дает основание предположить, что такая женщина приглашалась в большинстве случаев только при трудных родах; в легких же случаях она приглашалась уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. Функции повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, были весьма разнообразны и заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, поверий, заговоров.

IMG_0355Впервые в России Петром I были изданы некоторые законоположения, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые не подвергались никакому контролю. Прежде всего был издан в 1804 г. указ, запрещавший под страхом смертной казни убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам. Как средство увеличения народонаселения, ставшего проблемой при новых, повышенных потребностях комплектования армии и флота, несколько позже Петром I были заложены и первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов.
С распространением в России просвещения и ростом общей культуры увеличился спрос на разумную акушерскую помощь, появилась потребность организовать подготовку если не врачей-акушеров, то на первое время хотя бы отечественных акушерок. Уже после Петра I, в царствование Елизаветы, правительство сделало решительный шаг в деле плановой подготовки акушерок.

В 1757 году в Петербурге и Москве были открыты школы для акушерок. При наборе учениц в школы встретились большие трудности. На два крупных столичных города Российской империи оказалось всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Трудности подбора учениц и своеобразность преподавания в школах тормозили подготовку численного роста акушерского персонала. Так, за 20 лет работы Московской школы было выпущено всего 35 повивальных бабок и из них только 5 человек русских, все же остальные были иностранки. Начиная с XIX века в России бурно началось развитие акушерства. Великие ученые постоянно привносили свой вклад в развитие этой медицинской дисциплины.

Большим достижением акушерства советского периода было создание единои? государственнои? системы охраны здоровья матери и ребенка. 28 декабря 1917 г. при Наркомате государственного призрения был сформирован отдел по охране младенчества. Этот отдел развернул широкую пропаганду идеи? охраны матери и ребенка среди широких масс населения. После окончания гражданскои? вои?ны, стали создаваться больницы и роддома.

Тем не менее, в XX веке отношение к родам изменилось. Поддерживалась идея о том, что роды чисто механический процесс, подвергающийся медицинским манипуляциям для осуществления процесса. В результате популяризации анестезии родовспоможение понемногу переходило из дома в больницу, где присутствовало необходимое оборудование, лекарства, и персонал, для осуществления обезболивания. Вместе с этой сменой произошла и другая — замена акушерок на врачей. Наука шла вперед, современная жизнь цивилизованного человека становилась все более комфортной. Но на практике это означало лишь одно большинство врачей были мужчины и они лишили женщин голоса в отношении рождения своих детей. Женщины, лишенные переживания родов, действительно стали более походить на мужчин. Для большинства женщин исчезли те уникальные моменты, когда все пережитое в родах растворяется во взгляде ребенка. После того, как применение анестезии стало нормой, люди моментально забыли, что женщины умели рожать и без нее. Роды стали медицинским явлением. Сознание людей в промышленных странах очень поменялось. Люди забыли, что женщины рожали дома, или вспоминали об этом, как о примитивном периоде человеческой истории.

Историческая литература, по большей части, содержит утверждения об отсталости русского народа в области акушерства. Да, повитухи не имели специального образования, но славились своим умением, основанном на опыте целых поколений.

То есть, на сегодняшний день в России, фактически третье поколение детей рождается в роддомах под тщательным наблюдением врачей и с использованием медикаментов. Еще в 50-е года 20 века, роддома не были доступны в селах и деревнях. Могу привести, как пример, мою маму в 55 году рожали именно дома с бабкой-повитухой.

Боль в родахТем не менее, несмотря на комфорт и удобства, прошло какое то время, и женщины захотели рожать сами. Для этого стали создаваться школы подготовки к родам. Несмотря на благие намерения научить женщин рожать естественно, суть этой подготовки осталась такой же — любыми путями устранить боль в родах, тем самым получив над ними контроль. А правильно ли это?

Роды — это уникальный опыт, служащий переходу в новое состояние. Женщина становится матерью. И родовая боль, прежде всего, нужна для состояния отстраненности от всего мирского и уход к духовным целям. В каждой культуре можно увидеть как раз такое предназначение родов. Поэтому любое вмешательство будет мешать наступлению этой гармонии и растворению во вселенной.

Страдание, присутствующее в родах, является их центральной силой преобразующих свойств. В этом их предназначениедать женщине возможность выполнить свое предназначение. Это не наказание, а Божий дар. Благодаря которому женщина становится матерью.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ